Мария Пуфиновна (puffin) wrote in make_your_style,
Мария Пуфиновна
puffin
make_your_style

Categories:

Алгеброй гармонию: цветовая система COLOROID

harmony_color


C 1962 по 1980 год венгерский профессор Онтол Немчич (Antal Nemcsics) разработал систему классификации цветов, передающую “эстетическую непрерывность цветового пространства” и основанную на трех базовых понятиях: тон, насыщенность и яркость. Есть, конечно, и другие системы с тем же идейным основанием, например, HSV и HSB, но Немчич подчеркивает удобство его системы именно для дизайнеров, которым нужно подбирать гармоничные соотношения цветов. При разработке системы Немчич просил испытуемых (их было более 1000) сравнивать демонстрируемые комбинации цветов. На основе этих наблюдений он вывел несколько шкал гармоний, зависящих от расстояния между цветами в одной из трех плоскостей.



Компоненты системы

Немчич выбрал 48 основных тонов (A), находящихся на гармоничном расстоянии друг от друга: 7 оттенков желтого (A10 - A16), 7 оттенков оранжевого (A20-A26), 6 оттенков красного (A30-A35), 7 оттенков фиолетового (A40 - A46), 7 оттенков синего (A50-A56), 7 оттенков холодного зеленого (A60-A66) и 7 оттенков теплого зеленого (А70-А76). Если рассматривать эти тона относительно системы CIE XYZ, от которой отталкивался профессор, то видно, что наибольшее угловое расстояние между фиолетовыми и холодными зелеными оттенками, а наименьшее - между желтыми. В их чистом виде Немчич назвал эти цвета “граничными”.

coloroid wheel

Как и некоторые другие системы, COLOROID можно представить в виде цилиндра. Только в случае COLOROID цилиндр заполнен цветами не полностью, то есть, некоторые комбинации координат не соответствуют никакому существующему цвету. Также, граничные цвета расположены не на верхней кромке цилиндра, а как бы наискось, в соответствии с их возможной яркостью.

Coloroid

Вторым компонентом системы является насыщенность (T). Насыщенность определяет, насколько близок цвет к граничному цвету. Все граничные цвета таким образом имеют насыщенность 100, а ось цилиндра – насыщенность 0, на ней расположены все градации серого.

Третий компонент системы – вышеупомянутая яркость . Яркость здесь определяется по отношению к белому (поэтому цвета во всей системе зависят от того, как вы определили белый цвет). Желтые тона наиболее близки к белому по яркости, а синие – наименее.

Цветовые плоскости

Для удобства пользования системой можно составить цветовой атлас. Для этого нужно выбрать проекцию цилиндра на плоскость. Если фиксировать компонент тона (А) и варьировать другие две, то можно получить так называмые “цветовые плоскости”. Плоскости имеют форму паруса, так как не всем комбинациям компонент соответствует цвет. Видно также, что для приведенной плоскости красного цвета максимальная насыщенность – 35, так как граничный цвет находится за пределами стандартной системы sRGB, которая наиболее часто используется для воспроизведения на мониторе. Но и системы RGB бывают разные, поэтому и атлас будет выглядеть немного по-разному в зависимости от выбранной системы (и на печати может выглядеть по-другому, чем на мониторе).

color_planes

Также можно варьировать, например, насыщенность и получить другую развертку.

color_planes_T

Правила гармонии

При описании системы Немчич формулирует некоторые простые правила гармонии для цветовых наборов: например, при постоянных A и Т V должна изменяться в арифметической или геометрической прогрессии. Так же в соавторстве с Ласло Нойманном и Аттиллой Нойманном он проводит более углубленное изучение гармонии пар цветов. Опытным путем (снова экспериментируя на индивидуумах) они выводят кривую зависимости гармонии от расстояния между цветами. Максимум гармонии достигается при расстоянии 30, а потом убывает, но не до нуля, как при очень близких цветах, а до некоторой постоянной.

harmony_curve

В случае с яркостью расстояние между цветами оказывает одинаковое влияние на гармонию для всех цветов. Если же цвета различаются по насыщенности, то оптимальное расстояние зависит ещё и от тона. Зависимость выглядит так:

T_harmony_dependence

То есть, для синих тонов гармоничное расстояние примерно в полтора раза длиннее, чем для красных. В случае изменения по двум компонентам сразу (по Т и по V, изменения по А не изучались) за расстояние принимается евклидова норма вектора расстояний: (dT^2+dV^2)^0.5.

Пример: Рассмотрим плоскость А56 (так как оптимальное расстояние по T для нее приведено в статье). Скажем, мы хотим варьировать T на 15 пунктов, какая тогда будет наилучшая вариация в V? Скорректированная на тон вариация в T: 15*30/40.7 = 11.05 (30 – усредненное оптимальное расстояние, 40.7 – оптимальное для тона А56). Мы хотим, чтобы выполнялось (11.05^2+dV^2)^0.5=30. Это соответсвует изменению V на 28 пунктов (округлено до целых). Это такие возможные комбинации:

pair_harmony_example

Как по-вашему, гармонично? По науке выходит, что так.

В завершении я решила проверить, скажет ли чего система COLOROID о гармонии комбинации цветов в одежде. Я взяла 3 фотографии, опубликованные в сообществе your_look_today.

1. Наряд года 2013 (sonelchen)

sonelchen_coloroid

2. Наряд января 2014 (juliesecret)

juliesecret_coloroid

3. Наряд, просто собравший много позитивных комментариев (so_dress)

so_dress_coloroid

Что общего у всех этих сочетаний цветов (рассмотрены 3 основных цвета):
1. Компонент T на одном уровне.
2. Арифметическая последовательность по A.
3. Aрифметическая последовательность по V.

Случайность, или COLOROID - полезная штука? Решайте сами.

Appendix

Если кто-то хочет побаловаться с системой COLOROID, онлайн-приложение (нужен Microsoft Silverlight или аналог (для Linux использую Pipelight) ):

http://www.vcsconsulting.co.uk/Colour/Help/ColourOrderSystems/Coloroid.html (описание)

http://www.vcsconsulting.co.uk/VirtualAtlas.htm (Silverlight 5)
http://www.vcsconsulting.co.uk/VirtualAtlasSilverlight4.htm (Silverlight 4)

Использованная литература:
Nemcsics, Antal (2003). "Coloroid Colour System". Hungarian Electronic Journal of Sciences.
Nemcsics, Antal (1980). "The Coloroid color space". Color Research & Application 5 (2): 113–120.
Neuman, László, Nemcsics, Antal & Neuman, Attila (2005). Computational Color Harmony based on Coloroid System. Institute of Computer Graphics and Algorithms, Vienna University of Technology.

Tags: личный опыт, почитать, учим матчасть, цвет
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

Recent Posts from This Community