?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Хочу сегодня поделиться с вами своими размышлениями о том, какую роль одежда сегодня занимает в нашей жизни.

Одежда и внешний вид всегда была определенным сигналом во внешний мир, сигналом о том, кто ты есть. Но только в последние десятилетия этот сигнал стал основой нашей самоидентификации.
kathakali_6


Давайте заглянем в далекое прошлое. Крестьяне одевались иначе, чем жители городов. Ремесленники носили одежду, которая отличалась от купеческой. Про аристократов и говорить нечего. Одежда сообщала людям о том, кем является ее носитель. По внешнему виду, по костюму можно было судить, что ты делаешь: сеешь, куешь, продаешь, воюешь, а, может быть, управляешь всеми вышеперечисленными. Причем основным посылом было все же сообщение о том, что ты делаешь. Надев одежду городского жителя - ты никак этим самым жителем не мог стать. Мобильность населения низкая. Возможностей для переселения мало. Люди стекаются в города лишь с развитием технического прогресса и распространением производства (а следовательно - с увеличением потребности в новых рабочих руках). Но и в этом случае социальных лифтов практически не существует. История о том, как юный Ломоносов пошагал за рыбным обозом и дошагался до должности статского советника - это всего лишь исключение, которое подтверждает практически незыблемое правило тех времен: "где родился, там и пригодился". Причем, правило это касалось как территории, так и рода деятельности в большинстве случаев.
b1

С небольшими поправками на развитие истории можно утверждать, что подобная ситуация продержалась практически до начала двадцатого века. И лишь тогда начала меняться. Открытия и новаторства в конце 19 начале 20 века поставили производство на качественно иной уровень, а также породили множество профессий, в которых ранее не было необходимости. Послание "ты - это то, что ты делаешь" было все еще актуальным, но оно уже не было таким устойчивым, как раньше. За одним столом в машинописном бюро или за одной стойкой магазина могли работать рядом девушка из деревни, которая еще несколько десятков лет назад с трудом нашла бы место в городе, и девушка из обедневшей аристократической семьи, чья мама до сих пор считает, что работать за деньги - занятие в высшей степени недостойное, но кушать все же за что-то надо.
b2

Две мировых войны плюс эмансипация женщин - в эти периоды все менялось настолько быстро, что, как мне кажется, никаких устойчивых маркеров не могло быть в принципе. Сегодня ты сын богатых родителей, а завтра ты - солдат.

А вот послевоенный период охарактеризовался качественно новым переворотом в сознании. Среди профессий стало больше позиций, относящихся к умственному труду. (если умственным мы назовем все то, что нельзя отнести к труду физическому). Общество стало считать себя более интеллектуальным. Всеобщая грамотность, улучшение качества образования - все это стимулирует работу мысли. И люди стали объединяться в группы по новому признаку - литература.

Другими словами, ты - это то, что ты читаешь. Предпосылки к этому были и ранее. Например, Серебряный век русской поэзии, когда люди самоидентифицировались (и в одежде, кстати, это тоже выражалось) в первую очередь через принадлежность или симпатию к какому-либо из новых литературных течений. И все, что происходило в моде того времени, тоже имело свою привязку к эстетическим течениям в литературе и живописи. Правда, это все происходит в рамках определенной узкой группы лиц. Основная часть населения была занята совсем другими заботами.
b3

В тридцатых годах литература (и литераторы) входит в моду в определенных кругах. В мировой литературе это четко прослеживается в произведениях Моэма, Фитцджеральда и Хемингуэя. Последний, кстати, в автобиографических произведениях ярко описывает "литературный круг" Гертруды Стайн и можно смело утверждать, что существование подобных "кружков" - тренд того времени. Но опять же, применительно к весьма ограниченным слоям общества.

Образ Эрнеста Хемингуэя, небритого, в свитере крупной вязки, стал для многих своеобразной иконой стиля суровой романтики.
photo_018

И примерно в шестидесятых годах подрастает поколение, жизнь которого уже достаточно спокойна, чтобы главной заботой было осмысление прочитанного. Уже упомянутый Хемингуэй становится символом эпохи. Впрочем, символов становится много: все читают, и читают разное. Кто-то любит научную фантастику. Кому-то подавай романтику странствий. Кто-то читал опасную диссидентскую литературу. А кто-то советские детективы и книги про разведчиков. В принципе, была возможность удовлетворить любой потребительский-читательский вкус. И "своих" определяли не в последнюю очередь по кругу чтения. Ты - это то, что ты читаешь. И этот подход не мог не отразиться на моде. Любители фантастики разрабатывали модели с футуристическим дизайном. Любители походной романтики делали выбор на удобную одежду, которая в первую очередь практична, но в то же время не лишена своего шарма. И так далее.

Любители научной фантастики продвигали футуристичный дизайн в быту...
retrofuturizm


и в моде.
530x330_0xc0a83945_3391139181374578057

Кстати, именно "книжный маркер" начал создавать определенную тенденцию к тому, что можно не только быть, но иногда достаточно просто казаться. Некоторые люди абсолютно не любили книг, но покупали их в огромных количествах, потому что в правильном доме должна быть приличная библиотека.

На фото - писатель Юрий Трифонов, но подобные стеллажи с книгами были почти в каждом доме. У тех, кто побогаче - подписные издания с красивыми цветными обложками. А у тех, что действительно читал - часто такой же разнобой, как и у Трифонова.
392_300_19365_trifonbigjpg

Эпоха восьмидесятых принесла изменения в предпочтениях. Музыка стала намного популярнее литературы. Тусовки теперь собирались по принципу общности музыкальных вкусов. Кстати, я считаю именно это время расцветом развития неформальных течений. Хиппи, которые были до этого, все же считались несколько маргинальными субъектами общества. Зачатки рок- и панк-течений уже были. Но все же массовость - пришла именно в восьмидесятых. Как и развитие поп-культуры, которая стала по-настоящему популярной. Песни очень быстро становятся всемирно известными. И даже железный занавес не помеха проникновению музыкальных новинок. Да, небольшое опоздание есть, но полная изоляция уже невозможна.

b4

В этот период музыкой определяется все. Ты - это то, что ты слушаешь. Феномен этого периода - музыканты и певицы становятся моделями ролевого поведения. В том числе и в том, что касается одежды и внешнего вида. И опять же, для того, чтобы влиться в определенную тусовку, тебе достаточно просто показаться своим: одеться в соответствии с эстетикой этой тусовки и сделать вид, что тебе нравится их музыка. (дома ты при этом можешь слушать хоть Кобзона или Моцарта).

Последние десятилетия характеризуются определенным отсутствием рамок и границ. Общность "своих" теперь стала очень размытым понятием. Развитие информационных технологий позволяет быстро общаться с людьми по всему миру. Поэтому тебе теперь не надо подстраиваться под тех, кто рядом. Ты вполне можешь найти единомышленников на другом краю земли.

Стилей и течений в одежде становится очень много. Если примерно до девяностых мы еще могли говорить про какие-то общие тренды каждой декады, то теперь - и с каждым годом это чувствуется все сильнее - тенденции и стилистические направления существуют как бы в параллельных реальностях, не вытесняя и не мешая друг другу. Можно все и модно все. И это не преувеличение. Кому-то бохо, кому-то минимализм, кому-то гранж. В любой момент ты можешь найти бренд, который удовлетворит твои потребности и тех, у кого эти потребности схожи с твоими. Люди вычисляют "своих" по одежде. Сегодня ты - это то, что ты носишь.

Все эти стили могут встретиться, например, в одном вагоне метро.

b5

И мимикрировать под определенную группу становится еще проще. Социальные лифты срабатывают не в последнюю очередь благодаря внешнему виду.Важно только выбрать для себя ориентир и двигаться в нужном направлении. Именно отсюда, как мне кажется, растут ноги у популярности различных блогов о стиле, консультаций стилистов, передач о моде и сообществ, в которых обсуждают одежду.

Чтобы произвести впечатление о себе, как о профессионале, соблюдение дресс-кода - немаловажная деталь
dress-code-2

С одной стороны, это говорит об определенном опрощении общества. Все же производить что-то - это гораздо более значимо (с точки зрения социума), чем читать книги.А чтение книг требует большего осмысления, чем прослушивание музыкального трека. С другой стороны, создание собственного образа - это тоже можно назвать своего рода созидательным трудом. Давайте будем честными, современные люди в массе своей мало занимаются именно производительным трудом (даже если работают на производстве - то это в большинстве случаев нажатие кнопочек). И работа над собственным стилем - как раз попытка создать что-то, что можно продемонстрировать другим. Да при этом еще можно реализовать свой творческий потенциал. И блогерство, часто, как желание продемонстрировать свои наработки как можно большему количеству людей

image_562302122015555062771

Как вы думаете, какой будет следующая ступень развития человечества? Какой будет способ самоидентификации и определения себя в социуме? И какую роль будет играть в этом одежда?

Comments

( 68 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
siaorik
Jan. 8th, 2014 02:58 pm (UTC)
Я думаю, что следующая ступень - это отсутствие четких правил, что носить, большая свобода и толерантность в отношении одежды.
dangerzone40
Jan. 8th, 2014 03:02 pm (UTC)
Мне кажется как ранее так и сейчас политика определяет все. Сейчас мейн-стрим в политике - либерализм. Он ставит во главу угла личность человека. Так и в моде - одежда сейчас подбирается под человека, его фигуру, цветотип, типаж. А вот в китае коммунизм и все ходят одинаковые - как завещала партия и правительство.
ghivaya
Jan. 8th, 2014 03:03 pm (UTC)
очень интересная статья
по поводу вопроса - я думаю ,это будет мобильность
ты - это то как и куда ты движешься в этом мире
одежда несомненно будет отражать образ жизни (впрочем как и всегда)
parmezansha
Jan. 8th, 2014 03:11 pm (UTC)
Я думаю что Вы преувеличиваете значимость работы над собственным стилем для современного человека. Миллионы людей об этом не думают вообще, у них другие интересы. Просто изнутри кажется, что об этом думает и пишет большинство. А если вариться в кругу любителей аквариумных рыбок или responsible parenting, то будет казаться что большая часть населения занимается рыбками и детьми, и пишет об аквариумах и памперсах.

Ты, то что ты носишь? Большинство модных блогов сейчас это девочки в скинни-джинсах и ярких туфлях, 99% из них неразличимы и неиндивидуальны. Значит ли это что все люди настолько одинаковы?
malica_dee
Jan. 8th, 2014 03:38 pm (UTC)
Вот, кстати, подпишусь, очень многие люди об одежде задумываются только тогда, когда нужно пойти и что-то купить, поскольку наличные вещи выносились до неприличия. А самовыражаются и самоидентифицируются они через совершенно другие вещи.
(no subject) - nastasyia - Jan. 8th, 2014 04:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - parmezansha - Jan. 8th, 2014 05:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - malica_dee - Jan. 8th, 2014 06:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tatra2000 - Jan. 8th, 2014 08:53 pm (UTC) - Expand
olga_future
Jan. 8th, 2014 03:12 pm (UTC)
Большинство малообеспеченных женщин убьются, но купят шмотку выше своего дохода, будут голодать, вытрясать из мужа или родителей и т.д. То ли от страха выглядеть бедной ("крестьянкой" по вашей терминологии)), то ли от желания повысить свой статус хотя бы таким способом. Все хотят лучшего, да.
Elena Monahova
Jan. 8th, 2014 05:35 pm (UTC)
Большинство малообеспеченных женщин купят еды. И еще есть пословица: "дорого да мило, дешево да гнило".
(no subject) - olga_future - Jan. 8th, 2014 06:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 062_poleena - Jan. 8th, 2014 08:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - p_i_r_a_n_y_a - Jan. 8th, 2014 11:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 062_poleena - Jan. 8th, 2014 11:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vinyagolovko - Jan. 10th, 2014 02:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fashionbl0g - Jan. 9th, 2014 09:39 am (UTC) - Expand
mrs_anna2
Jan. 8th, 2014 03:57 pm (UTC)
Вообще не согласна))
"Ты то, что ты носишь" актуально только в очень узких кругах. Более того, подавляющее количество обывателей не признают личного стиля стилистов и прочих граждан из этой стихии, отчего так? Гораздо чаще можно услышать мнения "и этот, так плохо одетый человек, именует себя стилистом?" где же здесь "ты то, что ты носишь?"

На самом деле одеждой интересуется ничтожно маленькое количество людей, как бы не пытались популяризировать это явления на ТВ и пр.
katerinium
Jan. 9th, 2014 10:02 am (UTC)
Не соглашусь с Вами. Люди, о которых Вы говорите, могут не иметь никакого представления о стиле, но они прекрасно понимают, что "встречают по одежке" ещё со школы. Дети из бедных семей ощутимо отличаются от детей из богатых, тех, кто одет не "по моде" (подростковой) вообще может отвергнуть коллектив. Вещь сегодня снова говорит о достатке: шубы, заметные логотипы на одежде. Одежду дополняют дорогущий телефон и машина - как обязательные элементы "успешного человека".
innere
Jan. 8th, 2014 03:59 pm (UTC)
Сдается мне, что всерьез самоидентификацией посредством одежды нынче заинтересованы подростки - вот где бездна культурных кодов и отнесение себя по ним к тем или иным группам. Как уже сказали, основная масса не заморачивается.

PS. Картинки доставили отдельно. Особенно boggan из World of Darkness в качестве средневекового крестьянина. Вас его острые уши не смутили? Меня вот очень.
nata_nosova
Jan. 8th, 2014 04:07 pm (UTC)
я как-то размышляла на тему того,что сейчас печатная книга вернулась к тому,с чего начиналась- к арт-объекту. т.е. от нее отделилась оцифрованная информационная часть, и осталась функция "украшать и радовать"
то же самое,на мой взгляд,происходит и с одеждой. технологии сейчас такие,что можно носить очень функциональную одежду. и удобную. и все. и одежда доступна.
поэтому следующий шаг- возврат к самовыражению через одежду. функция "утеплить-прикрыть" окончательно отделяется от смысловой нагрузки.
krasivey
Jan. 8th, 2014 04:13 pm (UTC)
Отличная статья, спасибо!
livejournal
Jan. 8th, 2014 04:31 pm (UTC)
Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
yanina
Jan. 8th, 2014 04:45 pm (UTC)
Вы все-таки упрощаете
скорее ты носишь то, что *ты*
prezion
Jan. 8th, 2014 04:51 pm (UTC)
пофигу, я к клиенту заваливаюсь в своёй любимой экстремальной одежде. и если чел не отличает arc'teryx от абибаса, мне это никак не мешает ;)
Taschaka Akimova
Jan. 8th, 2014 04:54 pm (UTC)
"Давайте будем честными, современные люди в массе своей мало занимаются именно производительным трудом (даже если работают на производстве - то это в большинстве случаев нажатие кнопочек) ", - вы очень примитивно понимаете проблему. И я не говорю о труде рабочих. А о труде специалистов занятых на производстве. Тренировка тяжелая отнимет меньше сил, чем рабочий день по "созданию" продукта. Блогеров-стилистов-фотографов не так много, как хотелось бы.
А если подумать о среднем обслуживающем персонале: медсестра с капельницами не устает, парикмахер в зале? В конце концов, продавец?.
Вы сводите мир к кучке людей, которые или заняты не сложной офисной работой. Или по ряду причин могут не работать. Не работающие были всегда. И их не так много. Мир все-таки даже в мегаполисе сильно сложней и многоцветней, чем кажется, глядя на странички с хорошенькими девочками и их платичками. Потому что людей, которые в Москве могут позволить себе жить, как рантье меньшинство.
Поэтому ваша статья скорее, только о узкой прослойке людей, которые называются "фешн-блоггеры и стилисты". И к творчеству - это мало имеет отношения. Это скорее масса свободного времени и свободный доход. Времяпровождение.
takomm
Jan. 8th, 2014 06:49 pm (UTC)
Соглашусь с вами.
(no subject) - fashionbl0g - Jan. 9th, 2014 09:46 am (UTC) - Expand
schanx
Jan. 8th, 2014 05:02 pm (UTC)
На второй картинке изображен потомок гномов и эльфов - заостренные уши и борода выдают его родителей с головой)) То, что в руках грабли, скорее говорит о том, что новорожденный был подброшен своими родителями (по вполне понятным причинам) в человеческую деревню, где простые землепашцы воспитали его как родного сына.

Edited at 2014-01-08 05:03 pm (UTC)
maryjane_m
Jan. 8th, 2014 05:40 pm (UTC)
мне кажется, что одежде станет уделяться, с одной стороны, меньшее внимание. потому что повсеместная компьютеризация, уменьшение реального общения, работа виртуально, через компьютеры и интернет, всячески этому способствуют. зачем надо наряжаться на работу, даже соблюдать дресс-код, если ты сидишь и составляешь договор для клиента в доме на Бали.

с другой стороны,модная индустрия, приложит все усилия для того, чтоб люди не перестали покупать вещи, не перестали уделять внимание брендам, моде и тд. потому, что вся модная индустрия приносит очень большие деньги.

учитывая эти две тенденции, мода будет на более простые, удобные вещи, минимализм будет на пике. принцип формирования цен на одежду, от дешевой до дорогой, будет напрямую зависеть от ткани. уже сейчас нам во всю вдалбливают в голову, что мех, кожа, хлопок и шелк - роскошь. носите полиэстр и неопрен! в будущем мы будем платить за натуральные материалы еще больше.
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 68 comments — Leave a comment )

Profile

make_your_style
Создай свой стиль

Tags














Рекомендуем почитать

























Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com