lasitas (lasitas) wrote in make_your_style,
lasitas
lasitas
make_your_style

Categories:

Ненужные покупки: почему мы их совершаем и как этого избежать

Здравствуйте! Мой пост будет посвящен тому, как уберечься от ненужных трат. Приведу причины, примеры (некоторые с фото) из собственной жизни и возможные варианты решения. Думаю, эти досадные казусы знакомы каждой – расстройство из-за впустую потраченных денег, лишние пылесборники в шкафу и пресловутое «нечего надеть!» в итоге. Надеюсь, что мой опыт кому-то пригодится и поможет сохранить бюджет и нервы. Даже самую маленькую сумму жалко терять – ведь каждый доллар нужно сначала заработать.
shoping_night

1. «Спешка – помощник дьявола». Купленное впопыхах, в панике, крайне редко бывает удачным.

Пример 1. Скоро свадьба лучшей подруги, Вы – почетный гость. Торжество намечается очень гламурное и роскошное. И вот начинаются лихорадочные поиски нарядного платья. Время ограничено, жесткий срок давит на мозг и мешает сконцентрироваться. В итоге в спешке покупается «торжественное» платье, чаще всего блестящее и одноразовое (так как установка – непременно нужно что-то «шикарное»). Вот она – неудачная покупка.

Пример из моей жизни – перед вами
QOLJQpe91Oo

Решение: расслабьтесь и подумайте над альтернативами. Может, вечернее платье можно взять в прокате или у друзей. Это все-таки не та вещь, которая часто нужна, и вряд захочется надеть ее дважды на торжества в одном и том же кругу. Даже знаменитости пользуются арендой. Или - беспроигрышный вариант, предложенный гениальной Коко Шанель – простое платье типа маленького черного и фантазийные аксессуары к нему. Украшения можно тоже арендовать или даже сделать самому. Это фото с другой свадьбы – здесь я в платье от Роберто Кавалли, любезно предоставленным мне подругой, колье – бижутерия.

pLSb3Xb-sdE

Пример 2. Поспешные сборы в поездку, в итоге забыты необходимые вещи, например, теплый свитер или купальник. Приходится покупать аналоги на месте, чаще всего – случайные. Так появляются ненужные дубликаты.

Решение: заранее продуманные списки, тайм-менеджмент.

2. Чувство вины.

Пример. Вы запланировали покупку зимних вещей и обуви, выкроили выходной специально для вылазки в торговый центр. Прошло полдня – и ничего не подобрали! Не нравится и все тут! И вот просыпается чувство вины: вот, потратили столько драгоценного времени, день прошел впустую. Вы опасаетесь, что и следущие походы будут такими же бесполезными. В итоге, махнув рукой, берете что попало, лишь бы не уходить с пустыми руками. Если вы прихватили «группу поддержки» - подругу или парня, то чувство вины удваивается оттого что Вы заняли время другого человека. Тем более спутник может начать ныть: «вот, столько уже ходим, а ты ничего не купила, давай возьми то и то»...

Решение. Если Вам так невыносима мысль возвращаться из магазина с пустыми руками – купите запас туалетной бумаги, зубной пасты и необходимых продуктов. Если пошли с кем-то – пригласите спутника в кино или кафе-мороженое, благо в ТЦ их достаточно. И радуйтесь, что Ваши деньги целы, а не потрачены на случайную вещь! Вы совсем не виноваты, что не нашлось ничего в Вашем вкусе, еще найдется.
Кроме того, помните, что манипуляциями на чувстве вины отлично владеют герои следущего пункта

3. Излишне навязчивые продавцы-консультанты. Они окружают Вас вниманием, будто паутиной, говорят и говорят, убеждают как вам это к лицу. Дар внушения еще никто не отменял, и наивно полагать, что именно Вы гипнозу не подвержены. Более того, Вам становится даже неловко уйти без покупки – человек ведь так старался, все рассказал, показал все возможные товары…

Пример: со мной такое случалось часто в подростковом возрасте, когда я покупала все на рынках. Особый «шедевр» (жаль нет фото!) – джинсовые голубые капри с широкими брючинами до середины икры, низкой талией и широким поясом с огромной пряжкой. В них даже Кейт Мосс показалась бы слоненком! Вы бы слышали как их расхваливала продавщица, типа «они вас очень стройнят»! В последнее время такие проколы бывали пару раз с косметикой.

Решение: вежливо, но твердо откажитесь от помощи, если пока просто присматриваетесь и нет конкретных вопросов (про размеры, наличие и т.д.) Все щупайте сами, внимательно смотрите, читайте отзывы в интернете. Но с отзывами тоже будьте аккуратны, поскольку тут кроется следующая ловушка…

4. Осторожно: вирусный маркетинг!

Пример. В рунете есть один известный сайт о косметике. Отзывы, свотчи, примеры макияжа. Казалось бы – отличная экономия, смотрим на реальные отзывы от реальных людей, а не на глянцевую сладкую рекламу. Но вот участницы сайта все больше стали замечать, что сразу бегут за продуктом, о котором были восторженные отзывы, даже если он лично им совсем не нужен, даже если аналогичных уже 25. В итоге на полочках скапливаются и припадают пылью масса тюбиков. И очень много разочарований от того, что обещанное чудо не произошло.

Этот механизм в социологии называется «заражение». Люди, которые писали отзывы, могли делать это от чистой души, и им действительно все подошло и понравилось. Но внимательно подумайте – а нужно ли это средство именно Вам? Кроме того, среди честных отзывов могут запросто затаится написанные из корыстных мотивов. Они умеют так искусно мимикрировать под обычных пользователей, что никто и не заподозрит заказуху. Ведь сейчас такая вирусная реклама гораздо эффективнее и дешевле чем в СМИ. В нашем менталитете есть убеждение (часто небезосновательное): если настойчиво всюду рекламируют – значит какая-то ерунда. А если рекомендует «сарафанное радио» – то хорошая вещь, надо брать.

Решение: не злоупотребляйте чтением обзоров просто так, для развлечения, если не ищете отзывы на конкретный товар. Всегда останавливайтесь и думайте – стоит ли? Внимательно тестируйте все товары в магазинах, берите пробники. Не заказывайте онлайн только по отзывам.

5. Покупки в плохом настроении, взвинченном и нервном состоянии.

Бытует мнение, что шопинг отлично борется с депрессией. На самом деле покупки в подавленном состоянии – это путь к приобретению ненужных вещей. Неуравновешенность притупляет способность трезво мыслить. Кроме того, такие вещи будут вызывать неприятные ассоциации и воспоминания.

Пример. Эти вещи я заказала будучи в слезах накануне мероприятия, которое было связано с очень плохими для меня обстоятельствами. Еще там были синтетические брючки с узором из набивного бархата, которые пошли огромной стрелкой, как колготки – их пришлось выкинуть сразу. Мало того, что вещи безвкусные и их никуда потом не хотелось надевать, так еще при каждом взгляде на них вспоминалась масса негативных эмоций. Избавилась, выброшенных денег очень жаль.
Платье:
2244995
Блуза (фото из каталога, моих фото не сохранилось):
2139386
Решение. Сначала искорените депрессию и ее причины, успокойтесь. Делайте покупки только в умиротворенном настроении.

6. На распродаже повезло, но дома понял – барахло! Думаю, уже все знают про различные уловки торговцев – сильном завышении цен перед распродажей, которые потом якобы «ниже на 70%», сбывании откровенного неликвида и т.д. Еще отмечу сайты-купонаторы – кладезь ненужных приобретений.
Пример. Однажды прокололась – приобрела купон на занятия по танцам. Клуб располагался в месте, куда почти отовсюду неудобно ехать, и время было неудобное. В итоге посетила только одно занятие. Лучше бы приобрела абонемент подороже, но рядом с домом.

Решение. Сделайте глубокий вдох и внимательно подумайте, надо ли оно вам. Рекомендую отписаться от рассылок купонаторов – может возникнуть искушение схватить побольше всего дешевого, экономно же! Может и экономно, но гораздо экономнее - вообще не покупать ненужную вещь. Одно дело, когда Вы ищете что-то конкретное и находите это со скидкой, и совсем другое – внушенные желания что это Вам нужно.

7. Туристическая покупательская горячка. В эйфории поездки хочется смести содержимое сувенирных лавок – все кажется таким экзотичным и необычным.

По возвращении домой туман рассеивается, и остается груда хлама и печальное недоумение – как на ЭТО можно было слить все взятые с собой деньги? Куда носить псевдоэтнические наряды из дешевых тканей? К чему надеть этот браслет из надбитых ракушек? Зачем в квартире эта статуэтка – она, оказывается, совсем не уникальна: в переходе в ларьках навалом таких китайских штамповок с закосом под национальные мотивы разных стран!

Пример. Купленные в Индии дешевые украшения ни разу никуда не надевала, теперь вижу, что работа грубая и топорная.

Решение: не покупайте ничего в местах массового паломничества туристов, куда водят экскурсии. Наверняка подсунут ширпотреб по завышенной цене. Лучше поищите блошиные рынки, мастерские местных художников и умельцев, приобретите изделия ручной работы. Сейчас есть очень много сайтов и блогов про путешествия, там подскажут, где искать такие места.

Подведя итог вышесказанного, порекомендую: слушайте себя, мыслите критически, действуйте по уму.

Желаю всем вам только удачных, приятных и нужных покупок!

Спасибо за внимание.

Tags: личный опыт, психология, рациональный гардероб, шоппинг
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 153 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →